«Что наша жизнь? Игра!»
Давайте знакомиться
Приезжайте
Москва, Филлиповский переулок, д. 8 с. 1, офис 3-11, 3 этаж
Звоните
+7 495 128 38 30
Пишите
info@biztrain.ru
© 2019 Biztrain
Повышение вовлеченности управленческих команд
Геймификация – это применение подходов, характерных для игр, в реально существующем, неигровом бизнес-процессе. Позволяет сделать рутину привлекательной, повысить вовлеченность, решить задачи в сфере обучения.
Понятие gamification стало широко обсуждаться в деловых кругах приблизительно с 2010 года. А сейчас окружает нас повсюду, мы и не задумываемся, о том, как на работе и за ее пределами, будучи серьезными взрослыми людьми, всё ещё играем в «бирюльки». Играем и не краснеем.
Думаете, вышесказанное не про вас? Тогда пройдите наш небольшой тест
Случалось ли вам хоть раз получать наклейки за покупки в супермаркетах?

Копите ли вы мили от авиакомпаний?

Может, мониторите штрафы от ГИБДД, чтобы получить скидку на оплату?

Охотитесь за «каждым пятым бесплатным» бизнес-ланчем?

(кстати, тоже себе активность)
Если хотя бы на один вопрос получен утвердительный ответ, поздравляем – вы в игре!
Здесь вам и реальный процесс – скажем, приобретение продуктов, и элемент игры – в виде коллекционирования чего бы то ни было. Вам сейчас смешно, а вот акция «Прилипалы» в сети магазинов Дикси, взорвала потребительский рынок в 2016 году, став одной из самых успешных в российском ритейле. И здесь уже не до смеха.
Почему геймификация так хорошо приживается в российском пространстве? Мы живем в государстве, семь десятилетий существовавшем в режиме социалистической гонки. Значки ГТО, переходящее красное знамя, доска почета – все это знакомо нам с детства, если уж не на собственном опыте, так точно по рассказам родителей.
В 2012 году американский игротехник и предприниматель Ю-Кай Чоу разработал модель окталисис – аналитический инструмент, позволяющий выявлять основные факторы мотивации, вовлекающие людей в игровой процесс.
Господин Чоу считает, что интерес к игре поддерживается силами 8 факторов:
Глобальная значимость и призвание

Достижения и развитие

Креативность и обратная связь

Накопительство и собственнический инстинкт

Социальное взаимодействие и сопричастность

Дефицит ресурсов и нетерпение

Любопытство и непредсказуемость

Потребность в безопасном пространстве, избегание негатива

1.
Хотелось бы поговорить о геймификации с точки зрения работы с внутренним бизнес-процессом. Как выбрать нужный формат и каких ошибок избегать?
Прежде всего, жанр геймификации определяется целью и отвечает за целостность концепции. Нельзя бездумно намешать коктейль из разных жанров и игровых механик, а потом придумать, как это будет работать. Никак не будет! В основе любой геймификации лежат законы, свойственные какому-то конкретному игровому жанру.
Бейджи и коины, которые получают участники за успехи в игре и так любят заказчики геймификации, – это не жанр. Их можно всем раздавать, но от этого игра не заработает, должен присутствовать определенный геймплей, содержательный процесс, запускающий действие тех самых 8 факторов Ю-Кай Чоу.
Чтобы игра вписалась в бизнес-процесс органично, подумайте, во что сотрудники уже играют без вас? На какую компьютерную игрушку похожа их деятельность? Продавцы соревнуются в количестве успешных сделок? Это гонки. Сотрудники развивают навыки и строят карьеру – стратегия. Необходимо увидеть проблему глазами клиентов? Вам пригодится симулятор.
Геймификация задает официальные правила, по которым пользователи отныне будут взаимодействовать.

При всех достоинствах игра – не панацея. Она может быстро увлекать и быстро надоедать.
Бывают даже случаи, когда геймификация не работает:
Отсутствие цели. В долгосрочной перспективе вы не должны подходить к геймификации с позиции: «Кажется, наши сотрудники потеряли интерес, нам просто нужно больше игровых механик!» Вместо этого задайте себе вопрос о том, какую реально существующую проблему должна решать игра в вашем бизнесе. Она действительно ее решает?

Игра без обратной связи. Да, рейтинги способны демотивировать. Особенно, когда в компании есть несколько ярко выраженных лидеров, обладающих, к примеру, значительно большей клиентской базой или работающих в экономически развитых регионах. Соревнование в продажах и они снова в лидерах? Смысл за ними гнаться! Но и полное отсутствие фидбэка в виде игрового прогресса тоже не способствует вовлеченности в игру.

Создание конкурентной среды там, где необходимо сотрудничество. Не надо сталкивать лбами в индивидуальной борьбе за условный или (что хуже) вполне материальный приз сотрудников, которым необходимо работать в дружной команде.

Переключение внимания с важных вопросов на второстепенные. Игра должна интегрироваться в основную деятельность сотрудников, а не отвлекать от нее. Если 90% времени ваших менеджеров посвящены общению с клиентом, тем паче, от уровня клиентской удовлетворенности зависит их доход, задача написать хвалебный комментарий или поставить кому-то лайк в рамках игрового сценария может восприниматься как ничем немотивированное лирическое отступление.

1.
2.
3.
4.
И, наконец, какое решение вы бы ни выбрали, подходите к процессу осознанно.

Геймификация – не просто дань моде, и прежде чем загореться идеей внедрения, ответьте себе на вопрос, зачем это нужно именно вам?
Приятной игры!
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.