5 способов повысить вовлеченность сотрудников, не поднимая зарплат
Москва, Филлиповский переулок, д. 8 с. 1, офис 3-11, 3 этаж
Повышение вовлеченности управленческих команд
Кризисы ставят перед руководителями сложную задачу: повысить эффективность работников без дополнительных затрат. Решить ее, не уделяя должного внимания вовлеченности персонала, вряд ли возможно. И вот почему.
Консалтинговая компания AXES Management
поинтересовалась у сотрудников компаний, победивших в номинации Best Employer Russia, как стать лучшим работодателем. Ответы показали, что главные условия - это необходимый уровень самостоятельности и слаженная работа в команде.
Неудивительно, что такие гиганты как Google проводят многолетние исследования, выясняя, как грамотнее организовать работу в команде. Как
выяснили в Google, психологический комфорт и ощущение безопасности — наиболее важные факторы, влияющие на продуктивность командной работы. Очевидно, что сплоченность, поддержка коллег и руководства мотивируют сотрудников трудиться эффективнее. Но как этого добиться?
В Biztrain мы давно работаем с самыми разными командами. И успели проанализировать потребности команд из различных бизнес-сфер. Изучив множество кейсов, мы выделили 5 ключевых принципов командной вовлеченности. Так мы сформулировали настройки, благодаря которым сотрудники чувствуют себя частью единой экосистемы, учатся доверять друг другу и достигают высоких личных и командных результатов. Каждую из настроек мы проиллюстрируем примером из жизни компаний, признанных лучшими работодателями России.
Общие цели в гармонии с личными стремлениями
Журнал
Harward Business Review собрал данные авторитетных исследований, которые доказывают: от вовлеченности сотрудников напрямую зависят ключевые показатели компании. Кроме того, вовлеченные сотрудники реже увольняются, чаще проявляют инициативу и в целом работают лучше.
Бизнес-показатели, на которые влияет вовлеченность
Удержание сотрудников
Абсентеизм
Продуктивность
Производительность
Безопасность
Клиенто-ориентированность
Удовлетворенность
Удержание клиентов
NPS
Рост выручки/продаж
Чистая прибыль
Совокупный доход акционеров (TSR)
Доходность
Другими словами, командные цели не должны противоречить персональным желаниям сотрудников. Естественно, у всех есть свои планы, амбиции и интересы. Важно предоставить каждому сотруднику возможность их обозначить, защитить и по возможности достичь. При этом не нарушая уже принятых договоренностей. Поэтому в команде все должны знать, над чем работают коллеги и какой вклад они вносят. Уважение друг к другу и взаимопомощь приводят к тому, что командным целям следуют все, даже если на начальных этапах кто-то был не согласен.
Если в команде нет согласованности, чаще всего она начинает делиться на подгруппы, каждая из которой отстаивает свои интересы. В конце концов это приводит к открытому противостоянию между группками, которое в свою очередь тормозит все бизнес-процессы. По этой причине в крупных компаниях поощряют командное взаимодействие. Компания Avito, к примеру, повышает интерес сотрудников в достижении общих целей с помощью корпоративных мероприятий - проводит квесты для менеджеров на основе ценностей компании или корпоративные регаты.
Нормы и правила, которым все следуют
Единый корпоративный кодекс и внутренние распорядки в отдельных подразделениях — звучит очень официально и для кого-то излишне строго. Однако правила, если они разумны и лаконичны, помогают сотрудникам быстрее принимать решения и не теряться в спорных ситуациях. Руководителям каждого проекта необходимо с самого начала договориться с командой о ведении дел внутри команды. Важно также на каждом этапе выделить ответственных лиц и обозначить круг их полномочий.
Чем прозрачнее и универсальнее ваши правила, тем реже их придется менять и дорабатывать. Валентин Коржов, директор по развитию UPECO, в принятии решений на всех уровнях советует опираться на ценности, заложенные в основу жизнедеятельности компании. Чтобы понять, какие аспекты корпоративной жизни нужно корректировать, в UPECO проводились фасилитации с сотрудниками департаментов. На них разбирались низкие результаты по значимым для сотрудников областям, а затем внедрялись изменения.
В команде не может быть случайных и уж тем более лишних людей. У каждого сотрудника, какую бы должность он не занимал, должно быть достаточно знаний, умений и навыков для качественного выполнения обязанностей. В успешной команде каждый сотрудник четко знает зону своей ответственности и зону ответственности коллег во всех рабочих процессах. Поэтому если кто-то вдруг выпадает из рабочего процесса, обязательно найдется «дублер», который сможет его заменить без ущерба для компании.
Для этих целей в ОБИ, к примеру, придуман «Карьерный комитет». Сотрудники и руководство магазина сами выбирают будущих коллег и помогают им развиваться внутри компании.
В январе 2011 года в МТС появилась программа внутренних рекомендаций. сотрудники компании могут рекомендовать своих друзей и знакомых на открытые вакансии в компании. Если сотрудника принимают в штат, тот, кто его порекомендовал, получает вознаграждение.
Как не бывает идеальных компаний, так и не существует коллективов, где всех все устраивает. А значит нельзя прекращать совершенствоваться и искать свежие подходы в командной работе. Изучая опыт коллег, делясь свежими идеями, сотрудники не только перенимают друг у друга лучшие практики и совершенствуют свои навыки, но и укрепляют дружеские отношения.
Всегда помните, что главная ценность и главный актив вашей компании – это сотрудники», - Харийс Чика, генеральный директор «ПЕРИ». Одним из важнейших инструментов саморазвития в компании считаются книги. Для сотрудников открыта большая корпоративная библиотека, где можно выбрать печатные или аудиокниги по самым разным темам. За отзывы на книги сотрудников поощряют, а также проводят конкурсы для книголюбов.
По данным последних исследований, новое поколение сотрудников, так называемые Z, более эмоциональны и особенно ценят атмосферу внутри компаний. Им важно, насколько серьезно члены команды относятся к их переживаниям, действительно ли к ним готовы прислушаться и поддержать. От этого зависит, с какой отдачей они сами будут выполнять свою работу. Если каждый в команде чувствует, что его слышат, понимают и адекватно воспринимают, он не будет стесняться предлагать свежие идеи и демонстрировать свой творческий потенциал.
В ОБИ каждый год 14 февраля проходит «День спасибо». В этот день сотрудники говорят друг другу «спасибо» с помощью стикеров в форме сердечек, которые клеят в офисах и магазинах.
Основа высокой вовлеченности - искренняя заинтересованность всех членов команды в развитии и готовность помочь друг другу. Богатый опыт в применении наших настроек показывает: эти правила помогают не просто укрепить отношения в коллективе. Они позволяют сформировать надежную команду профессионалов, объединенных общими целями и стремлениями. Внутри компании бывает сложно оценить, насколько слаженно работает та или иная команда. Взгляд со стороны в этом случае более объективен.
Мы в Biztrain помогаем компаниям взглянуть на командное взаимодействие с новой точки зрения и выработать свою траекторию развития, при помощи наших настроек.
А какие вы знаете нематериальные способы повысить вовлеченность внутри команды?